Консультация для родителей
«Азы финансовой грамотности у детей»
Что такое хорошо, а что такое плохо – именно с этих категорий начинается процесс воспитания ребенка. С родителями ребенок получает азы представлений обо всем окружающем (о природе, о погоде, о человеке, о животных и так далее), своим примером мы показываем, как необходимо поступать в тех или иных ситуациях и, конечно же, воспитываем. Со временем на голову мам и пап, бабушек и дедушек обрушиваются тысячи вопросов различной сложности, требующие доступного и простого ответа, который зачастую найти непросто. Естественно, теме денег отводится далеко не последнее место в разговорах с ребенком. Вы ошибаетесь, если считаете, что 5-летний ребенок еще мал для обсуждения таких серьезных тем, и переводите разговор в другое русло или отвечаете односложно.
Для многих родителей, на сегодняшний день, чуждо учить детей, как обращаться с деньгами, т.к. и их самих родители этому не учили. Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры («Деньги на деревьях не растут»), но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.
Финансовая грамотность - это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, ведь это поможет определить его будущее.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
В период дошкольного детства в формировании у ребенка правильного отношения к экономическим ценностям огромную роль играет семья. Ведь ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.
Важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.
Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.
В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры. Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.
В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.
В период с 9 до 17 лет важно научить понятию «карманные деньги». Их можно давать раз месяц или две недели, главное регулярно. У ребенка должно сформироваться финансовое планирование. В том случае, если он потратит деньги раньше времени, то нельзя давать новую сумму, так как это полностью разрушит обучение.
Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы:
1. Детей необходимо брать с собой в магазины. Перед отправлением, важно рассказать ребенку о том, какое количество денег берется с собой и о покупках, которые нужно совершить. В магазине, детей важно ознакомить с ценами на товары и показать сравнение со стоимостью в других аналогичных заведениях. Можно попросить дитя, чтобы он проанализировал и сам решил в каком магазине наиболее низкие цены на подобные товары.
2. Нужно рассказать ребенку о положительных аспектах накопления денежных средств.
3. Лучше всего составлять планирование бюджета вместе со своим ребенком. Всё необходимо показывать на примерах, допустим, продемонстрировать, что простое выключение за собой света ведет к некоторой экономии бюджета. Деньгами, которые он сэкономит, можно наградить ребенка.
4. Для того чтобы дети более качественно и правильно контролировали свои расходы можно предложить вести им собственный журнал расходов, в котором они будут отмечать все покупки. Ребенка можно мотивировать тем, чтобы предложить ему вести такой журнал вместе.
5. Необходимо заинтересовать ребенка. Позволяйте принимать самостоятельные решения по накоплению и трате «подаренных денег». Контролируйте их, но незаметно, так, чтобы это выглядело, словно это решение Вашего ребенка. Постоянно объясняйте, что произойдет, если он, например, потратит все свои деньги на сладости, что лучше накопить еще немного денег и купить более «весомую» вещь. Таким образом, Вы научите ребенка планировать свои средства на будущее.
6. Важно сообщить детям о том, что информация о личных расходах – это вещь строго конфиденциальная, поэтому её не стоит сообщать своим друзьям, знакомым и одноклассникам.
Но недостаточно просто знать, теперь надо применять полученную информацию на практике.
Знания - это всего лишь знания, они дают силу, но не дают результаты.
Результаты вы получите тогда, когда воплотите эти знания в жизни.
В этом могут помочь умные книги для детей о деньгах:
1.Сергей Биденко, Ирина Золотаревич «ХОЧУ ЗАРАБАТЫВАТЬ. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка»;
2.Роберт Т. Кийосаки и Шэрон Л. Лектор «Богатый папа, бедный папа для подростков»;
3.Ирина Озерова «Дети и деньги: все, что нужно знать ребенку, чтобы реально заработать. 33 способа детского заработка»;
4.Лилия Гольдберг «Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить»;
5.Владимир Довгань, Елена Минилбаева «Воспитай своего ребенка миллионером»;
6.Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами».
Данные книги будут полезны как подросткам, так и их родителям.
В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.
Хочется напомнить зарекомендовавшие себя упражнения
для развития финансовых навыков у детей:
Данные упражнения приемлемы для детей 5-8 лет.
- Умение экономить.
Раскладывайте карманные деньги по трем коробочкам: "Потратить", "Сэкономить", "Отдать".
- Умение вести счет деньгам.
Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эта задача должна войти в привычку наряду с другими, выполняемыми машинально, и вместе с тем не вызывать неприятных ощущений (например, подсчеты можно вести перед прогулкой или после теплой ванны). Помните, что денежные вопросы ни в коем случае не должны быть связаны беспокойством. Выберите то, что занимает центральное место в жизни ребенка, и регулярно сообщайте ему о расходах (на корм собаки, на любимые напитки или мороженое). Выполняйте это упражнение в течение одного-двух лет. Поручите ребенку собирать мелкие монеты, скопившиеся дома, пересчитывать их и складывать в определенное место. Купите ребенку его первый кошелек или копилку.
- Умение тратить с умом.
Планируя поход в магазин игрушек или другое интересное событие, заранее обсудите, сколько денег потратит ребенок. Определите, на что пойдут деньги, рассмотрите возможные варианты: что купить - одну вещь подороже или несколько подешевле? Определите бюджет для домашнего животного, поручите ребенку самому принимать решения по этому бюджету и подсчитывать затраты.
- Умение говорить о деньгах.
Предложите ребенку поговорить о том, зачем нужны деньги. Никогда не бойтесь говорить: "Нам это не по карману". Никогда не бойтесь говорить: "Мы можем себе это позволить, но я хочу потратить наши деньги по-другому", а потом объясните почему.
- Умение возвращать деньги.
Помогите ребенку записаться в библиотеку и объясните, что брать книги в библиотеке - почти то же самое, что пользоваться кредитной картой. Ты берешь книгу, ее отмечают в твоей карточке, ты приобретаешь знания, а если не возвращаешь книгу в библиотеку, за нее приходится платить. Если Вы купили что-то для ребенка и расплатились кредитной карточкой, покажите ему счет и объясните, что теперь вы обязаны заплатить за покупку банку. И все это несмотря на то, что в магазине вы просто протянули кредитку продавцу, и он вам выдал товар.
- Умение с помощью денег изменять мир.
На Пасху или другой праздник, который вы отмечаете всей семьей, разрешите ребенку оплатить свою еду из своих денег. К Новому году и Рождеству проследите, чтобы ребенок сам приготовил подарки близким и друзьям-сверстникам.
Будущее Вашего ребенка во многом зависит от Вас, от того воспитания, которое Вы ему дадите. Не старайтесь уберечь его от всех проблем, а позвольте ему справляться с ними.
Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас родители, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.