Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №149» г. Иваново

 

 

Мастер класс для воспитателей

Тема: «Нетрадиционные приемы работы со сказкой»

 

 

 

Составил: воспитатель Сидорова И.В.

 

Цель: Познакомить воспитателей с нетрадиционными приемами работы со

сказкой, с методом сказкотерапии, использующим сказочную форму для

интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Предложить ряд игр для сплочения

коллектива. Вызвать положительный эмоциональный отзыв, создающий ресурс для освоения нового метода работы с детьми.

 

Ход мастер-класса.

     Доброе утро, я очень рада видеть вас. Вы любите сказки? Хотите с удовольствием и волнением погрузиться в мир волшебства и чудес? Почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как в хорошей сказке? Тогда не бойтесь потратить ваше драгоценное время. Я приглашаю вас в гости к сказке, в путешествие на волшебном облаке. (Звучит спокойная музыка). А для этого сядьте удобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните. Прыгните на белое, пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке и оно везет вас назад на ваше место. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза, улыбнитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

В последние годы на фоне изменений в системе дошкольного образования

участниками, которых все мы с вами являемся, не всегда уделяется внимание

  • эмоционально – нравственной сферы ребёнка в отличие от его интеллектуального развития. Поэтому есть основание предполагать, что работа, направленная на развитие эмоционально – нравственной сферы ребёнка актуальна и важна.

Как ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений, развить способность быть добрым и чутким к чужим бедам и радостям, как научить ребенка осознанно относиться к своим чувствам, переживаниям, к своему внутреннему миру. Ответ на этот вопрос волнует многих воспитателей. Существует много методов и один из них – сказкотерапия. Что это такое?

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Основной принцип этого метода – духовное целостное развитие личности ребенка, забота о его душе (в переводе с греческого) – и есть терапия. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

Из собственного опыта я знаю, что в старших дошкольных группах, нередко в начале учебного года, в связи с приходом новых детей, в повседневной жизни чаще возникают конфликты между детьми, случаи нарушения дисциплины, неподчинения правилам, капризы, упрямства, споры. В этом случае возможен только один выход – сплотить детей, объединить их.

В начале своего эксперимента я проанализировала материал детских сказок, отобрала блок сказок с эмоционально-нравственным содержанием. Изучила их нравственный урок, обдумала как лучше, интереснее преподнести сказку ребенку, чтобы он научился думать, размышлять, рассуждать, оценивать поступки.

Методы и приемы, которые я использовала в работе по сказкотерапии.

  1. Игровой прием: «Вход в сказку».

Это момент волшебства и таинства, где встречаются сказочные герои, волшебные предметы, которые наполняют детей волшебной силой.

Например, работа с тканью.

Упражнение с участниками мастер-класса «Волшебная паутинка».

В нашей сказке есть волшебная паутинка. Её сплела для нас добрая Фея, хозяйка этой страны. С помощью паутинки можно делать удивительные превращения. Тому, кто на ней покачается она подарит волшебную силу, мудрость, доброту и радость, уверенность в себе.

Сейчас мы с вами встанем вокруг паутинки, а самый смелый попробует сесть в серединку и покачаться.

Упражнение помогает ощутить ребенку чувство любви и доверия. Это сплачивает детский коллектив, помогает чувствовать ответственность друг за друга.

  1. Персонифицированная игрушка Колобок.

Игрушка в зависимости от ситуации может менять своё настроение. С помощью этой игрушки мы рассуждаем, делаем выводы.

  1. «Увеличение и уменьшение Солнечного Зайчика».

В соответствии с ситуацией подбирается Солнечный Зайчик от самого маленького до большого, что соответственно означает: Зайчик печальный или довольный.

Упражнение с участниками мастер-класса.

«Сейчас Солнечный Зайчик заглянул вам в глаза. Он побежал дальше по лицу. Он маленький, т.к. боится вас. Нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Он забрался вам за шиворот, погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас. А вы погладьте его и подружитесь с ним. Солнечный Зайчик стал большим, т.к. нашел новых друзей.

  1. «Нравственная лесенка».

Необходимо расположить сказочных героев на лесенке в зависимости от их поступков. («Лиса, заяц, петух»). Чем выше герой, тем он более нравственен.

  1. Работа с пиктограммами.

Участники делятся на две группы и составляют рассказ в зависимости от заданной пиктограммы.

Таким образом, мы видим, что сказка – действенная сила нравственного воспитания, и надо уметь целенаправленно ею пользоваться, а наша детская литература столь богата и многообразна, что дает возможность подобрать сюжеты сказок к любым жизненным ситуациям.

Как говорится, ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Поэтому параллельно с работой с детьми я проводила работу с родителями, привлекая их к активному участию во всех мероприятиях группы, чтобы сплотить семью и родительский коллектив:

  1. проводила дни открытых дверей
  2. на родительских собраниях использовала тренинговые упражнения, игровые задания
  3. родители вместе с детьми сочиняли сказки, изготавливали куклы-марионетки, героев сказки из бросового матариала
  4. проводила совместные праздники, на которых царит атмосфера добра, взаимопонимания.

Работая со сказкой, я отметила, что одни дети проявляют музыкальные способности, любят слушать музыку и музыкальные записи, очень быстро и легко отзываются на ритм и мелодию, внимательно вслушиваются в них, легко запоминают. Это говорит о предпосылках музыкальной одарённости.

Другие дети способны к научной работе: обладают явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям, умеют чётко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, любит читать и смотреть детскую литературу

Небольшая группа детей имеет артистический талант: часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями, стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает, меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая тому, о ком рассказывает, с большим желанием выступает перед аудиторией.

Кто-то из детей очень энергичен и всё время хочет двигаться, смел до безрассудности и не боится синяков и шишек, почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой – то спортивной игре, лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично. Это предпосылка того, что у ребёнка

  • талант.

Кто-то, рассказывая, о чём - либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль, любит фантазировать или импровизировать на тему события, причём придаёт событию что-то новое и необычное, выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния, переживания и чувства героев сюжета. Это говорит, что у ребёнка литературное дарование.

Некоторые дети в своих рисунках отражают всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося. Когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, вырезает.

Известно, что каждый ребёнок талантлив. Талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому необходимо в каждом ребёнке раскрывать этот талант.

Обратная связь: участники мастер-класса выбирают ту пиктограмму, которая в наибольшей степени отражает их настроение. Отвечают на вопросы анкеты: оцените по 5-ти бальной системе

  1. ценность полученной информации
  2. желание использовать в своей работе предложенную технологию.

 

Список литературы:

  1. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика Сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Златоуст, 1998. - 352 с.
  3. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова - Харьков, 1996 год. - 126с.
  4. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии: опыт диагностики и психокоррекции. - СПб.: Изд-во «СМАРТ», 1996.